АКЦИДЕНЦИЯ (акцидентная продукция) (от лат. accidentia случай, случайность) — художественные полиграфические работы: бланки, объявления, афиши, визитные карточки, пригласительные билеты, дипломы и т. д., в дизайне которых с целью не столько информативности, сколько привлекательности часто используются разнообразные декоративно-оформительские элементы — шрифты, линейки, узорные орнаменты и тангирные сетки, предметно-сюжетные украшения.
АЛЬБОМ (от франц. album) — 1) книжное издание с репродукциями картин, рисунков, чертежей, фотографий, карт. Альбом может содержать вступительную статью, подрисуночные подписи, пояснительный текст, библиографию и пр. По целевому назначению альбомы могут быть научно-популярными, производственными, учебными и пр. Иногда альбомы комплектуют из несброшюрованных репродукций в виде отдельных листов’, 2) беловое изделие из класса беловых товаров в виде книги или тетради для рисования, хранения фотографий, марок, открыток и пр.
АЛЬБОМНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОЛОСЫ — такое расположение полосы, при котором ширина ее превышает высоту в отличие от портретной ориентации полосы.
АЛЬМАНАХ (от араб, альманах календарь) — сборник, содержащий литературно-художественные и(или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку. Альманах может быть сериальным изданием.
АНАЛОГОВАЯ ЦВЕТОПРОБА (растровая цветопроба) — цветопроба, изготовленная перед печатанием издания с готовых тиражных цветоделенных фотоформ (как правило, для способа офсетной и высокой печати), последовательным переводом на белую непрозрачную подложку голубого, пурпурного, желтого и черного пигментов в виде совмещенных цветоделенных растрированных изображений. Аналоговая цветопроба только имитирует тиражный оттиск, моделируя печатный процесс.
АРОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЛАК — масляный или дисперсионный лак, в который включены микрокапсулы с ароматическими маслами.
АТЛАС — специальный альбом, в котором собраны в систематизированном виде и снабжены пояснительным текстом географические или астрономические карты, схемы или анатомические рисунки людей, животных и пр. Например, географический атлас, атлас звездного неба, анатомический атлас и т. п.
АТЛАС ЦВЕТОВ — систематизированный комплект разнообразных образцов — цветных эталонов’, предназначен для определения оттенков цвета предметов посредством визуального сравнения с эталонными из атласа цветов в условиях одинакового освещения. Оценка цвета и оттенка предмета сводится к подбору в атласе близкого к нему образца. Атлас цветов используется при цветовой коррекции изображения и при выборе смесевой печатной краски в процессе подготовки издания к печати. В России используются различные атласы цветов, например Pantone, «Радуга», «Siegwerk», Атлас цветов Рабкина.
АФИША (франц. affiche объявление) — разновидность плаката, одностороннее листовое издание, как правило, крупноформатное, оповещающее о публичном мероприятии и предназначенное для расклейки.
АФИШНАЯ БУМАГА — слабоклееная среднезольная бумага машинной или односторонней гладкости для печатания афиш или рекламных изданий.
АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА — тона (видимые излучения, свет), не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте {яркости). Ахроматические цвета характеризуются нулевыми значениями чистоты и насыщенности цвета. Они воспринимаются как серые (от белого до черного) с отсутствием цветовых оттенков. Термин был предложен Американской комиссией по колориметрии в 1922 г. для обозначения бело-серо-черного ряда цветов.